Как устроены маркетплейсы и как с ними работать

Электронное предпринимательство становится все более популярным. Как полагает исследовательское агентство Data Insight, количество продаж онлайн увеличится в 2 раза к 2023 году, а общая прибыль составит 2,4 триллиона рублей.

Маркетплейс представляет собой торговую площадку в интернете, которая рекламирует услуги и товары большинства производителей со стороны. Имеет много общего с любым супермаркетом, в котором продают различную продукцию. Ресурс собирает огромное количество партнеров, а клиенты имеют возможность выбрать товар на свой вкус и кошелек в одной точке. Он выступает в роли посредника между продавцом и покупателем. Маркетплейсы делятся на 2 типа:

  1. Вид, где услуги предлагаются от собственного имени;
  2. Тип, предоставляющий потенциальным покупателям каталоги привлеченных партнеров.

Структура классического маркетплейса:

  • Каталог, в котором есть несколько главных категорий, куда направляются вся продукция поставщиков. Каждый артикул сопровождается фотографиями и описанием.
  • Поле с регистрацией, в которой можно зарегистрироваться или авторизоваться как заказчик или поставщик.
  • Предназначение личного кабинета партнера в размещении товарных позиций, контролировании оборотов и статистики продаж.
  • Личный кабинет покупателя действует аналогично с этим же разделом на онлайн-площадке.
  • Для быстрого нахождения необходимых товаров, есть специальные программные источники.
  • Платежные системы представляются в нескольких вариантах.
  • В разделе для отзывов, покупатели высказывают свое мнение о полученном товаре, организации доставки, компании в общем. Это является преимуществом для продавцов, потому что благодаря отзывам, они получают возможность урегулировать спорные моменты, усовершенствовать продукцию и сервис.

Особенности маркетплейсов заключается в большом количестве поставщиков, разные продавцы выкладывают аналогичную продукцию, оплата заказов работает по правилам торговой платформы, площадка доступна для рекламирования, продвижения товаров и услуг. Прибыль ресурс получает за счет абонентской платы, сборов и процентов от выполненных сделок.

Как начать зарабатывать на маркетплейсе

Поставщику необходимо заключить с платформой договор о сотрудничестве. После этого ему открывается доступ к каталогу товаров, сервисам поддержки, платежным системам. Есть принцип, по которому работает Ozon:  в нескольких случаях доставка продукции заказчику производится под контролем площадки для торговли. Другие места для продажи передают ответственность за доставку товаров продавцам.

Иногда интернет-ресурс сама выкупает товары у партнеров и продвигает от собственного имени. Исключением является то, что продавцы несут полную ответственность, начиная от принятия заказа, заканчивая успешной доставкой покупателю.

Зарегистрироваться на торговой площадке имеет возможность как самозанятый, так и юридическое лицо. Чтобы начать сотрудничество с маркетплейсом, нужно предоставить сведения о компании, дождаться получения ответа и договора от менеджера.

Преимущества и недостатки

Из достоинств стоит отметить:

  • Благодаря популярности платформы, огромный поток потенциальных покупателей;
  • Отличная возможность продавать товары и услуги даже за пределами страны;
  • Отсутствие лишних вложений в рекламу и продвижение;
  • Быстрый старт продаж;
  • Нет надобности создавать собственный интернет-магазин и продвигать его.

Среди преимуществ, есть и недостатки, которые не существенны:

  • Высокий уровень конкуренции, риск остаться незамеченным;
  • Необходимо обязательно соблюдать правила, установленные торговой площадкой;
  • Отсутствие возможности проводить свои акции;
  • С потенциальными покупателями почти нет связи.

Чтобы начать зарабатывать на маркетплейсах, следует тщательно изучить плюсы и минусы. Научиться стратегиям продвижения и предлагать качественный товар.